Здоровьесберегающие технологии в учебной работе школы - Официальный сайт ГБОУ СОШ №285 Санкт-Петербурга ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Здоровье детей нашего города отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст.51 Федерального закона «Об образовании» и распорядительными документами Комитета по Образованию. Решение этой проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей, требует совместных усилий и координации деятельности всего социального комплекса города.
Основными целями нашей школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

Деятельность школы направлена:

- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей);

- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;

- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения и др.

В школе организована работа по следующим направлениям:

- профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата и др.;
- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;

- организация и проведение прогулок в начальной школе;

- проведение «дней здоровья»;

- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;

- спортивные мероприятия.

Деятельность педагогов при таком подходе к педагогическому процессу направлена как на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья.

Коллектив школы занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:

- создание комфортных условий обучения (моделирование в образовательном учреждении зоны экологической комфортности);

- использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.

Создан режим работы, наиболее благоприятный для осуществления поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции оздоровительного процесса в образовательный.

Созданы комфортные условия для пребывания детей и работы учителей, для реализации оздоровительной программы.

В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма, лекционно-семинарско-зачетная), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (проектно-исследовательская деятельность, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

- наличие эмоциональных разрядок на уроках;

- чередование позы с учетом видов деятельности;

- использование физкультурных пауз на уроках

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности.

Разработаны коммуникативные связи между образованием и оздоровлением учащихся.

Возникла необходимость в корректировке общего подхода к образовательному процессу, с целью снятия учебных перегрузок и сохранения здоровья учащихся без потери его качества.

Школа работает в режиме полного дня (с 8.00 до 18.00) по 6-ти дневной неделе, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции оздоровительного процесса в образовательный. Продолжительность урока – 45 мин.

В связи с этим решена достаточно сложная задача по интеграции оздоровительного процесса в учебный план в расписании занятий школы. В начальной школе и в 5-х классах обязательны физкультминуты на уроках.
В настоящее время сформирован вариант расписания, которое состоит из блоков:

- расписание занятий по школьному компоненту, с учетом работы психологической службы

- расписание занятий блока дополнительного образования (секций, объединений по интересам)

- расписание индивидуальных консультаций учителей-предметников.

Расписания составлены в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемыми государственным санитарно-эпидемиологическим надзором.

В рамках базового компонента на уроках ОБЖ в старшей школе введена тема «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», на которую отводится 18 часов в 10 классе и 9 часов в 11 классе.
Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется во второй половине дня.

Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы.
Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.

Во второй половине дня, после обеда для детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают спортивные секции и кружки («Волейбол», «Баскетбол», «Рукопашный бой», «Будь победителем!», «Туризм», «Скалолазание», «Бальные танцы», участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок.

Создана целостная система образовательного процесса в режиме полного дня.

Целям охраны здоровья обучающихся будет отвечать применение в школах педагогических технологий, построенных с учетом не только учебно-познавательных, но и функциональных возможностей, зависящих от состояния здоровья детей.