Служба школьной медиации
Зачем нужна медиация школе?
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.)
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Миссия школьной службы примирения:
1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов
2. Конфликт превращается в конструктивный процесс
3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.
ЦЕЛЬ:
Обеспечение психолого–педагогической, медико–социальной помощью, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
ЗАДАЧИ:
1. Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе.
2. Реализация восстановительных программ в работе с участниками школьных конфликтов.
3. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 193 Об альтернативной процедуре урегулирования споров
- ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЭПС по Федеральному закону №193-ФЗ
- Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. N 1916-р
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
- Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 2945-р
- Указ Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Паспорт службы школьной медиации ГБОУ СОШ № 285 Санкт-Петербурга
- Положение о школьной службе межиации ГБОУ СОШ № 285 Санкт-Петербурга
Федеральный уровень
Региональный уровень