Сомова М. В.
«Формирование ключевых компетенций современного школьника средствами деятельностной интеграции предметов»
(Методическая разработка интегрированного урока «Наречия на уроке алгебры»)
Происходящие в обществе радикальные изменения идеологических воззрений, социальных представлений и идеалов сопровождаются качественными преобразованиями в сфере образования. В российском образовании появляются многообразные педагогические инициативы и инновационные процессы, создаются новые типы школ, разрабатываются вариативные учебные планы и образовательные программы, перестраиваются содержание и технологии обучения и воспитания, издается новое поколение учебников и учебных пособий, регистрируются новые педагогические журналы и газеты.
Российская школа переживает период отказа от самоценности предметных знаний в пользу ценности развития самостоятельной и ответственной личности, воспитания творческой индивидуальности, формирования субъекта учебно-познавательной, трудовой, общественно-политической деятельности. Родители и учащиеся отдают приоритет гуманитарному образованию, педагоги осваивают технологию и техники личностно-ориентированного обучения.
Фундаментальным основанием происходящих изменений является изменение позиции педагога в современном обществе: уходит в прошлое главная функция педагога - быть источником новой информации и транслятором предметных знаний.
Предлагаемый инновационный продукт является инструментом, позволяющим реализовать направления Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская Школа – 2020», где основными задачами являются разработка и реализация проектов, способствующих созданию новых технологий построения образовательного процесса, непрерывное развитие потенциала современного учителя, возрождение сообществ профессионалов, как реальной силы, влияющей на содержание, структуру и конструкцию образования в целом.
В направлениях «Доступность и качество», «Равные и разные» Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская Школа – 2020» указывается на необходимость изменения содержания образования в соответствии с новыми образовательными стандартами, формирование навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка.
Данный инновационный продукт позволяет ориентировать образовательную деятельность не столько на передачу знаний, сколько на овладение учащимися коммуникативной и информационной компетенциями, позволяющими им затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно, что является одной из эффективных форм познания мира.
Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, новых подходов к общеобразовательным предметам, организации самостоятельной работы, контроля и самоконтроля. Главное преимущество интеграции – это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир. Здесь особую роль играет организация учебно-воспитательного процесса посредством отбора и логического построения содержания учебного материала, что вовсе не равно содержанию образования в фиксированной взаимосвязи с конкретными педагогическими технологиями, обеспечивающими способ взаимоотношения всех участников.
Интегрированный урок способствует повышению мотивации учения, развитию познавательного интереса учащихся и умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, то есть формированию основных ключевых компетенций современного школьника. Любой интегрированный урок способствует развитию речи, а также снимает перенапряжение и перегрузку учащихся.
Целью разработки предоставляемого инновационного продукта является внедрение в практику образовательного учреждения новых форм расширения и интеграции образовательной среды, способствующих формированию ключевых компетенций школьников.
Данный инновационный продукт позволяет решить целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:
- развитие потенциала педагогов и учащихся, побуждающего к активному познанию окружающей действительности;
- совершенствование механизмов интеграции в образовательном процессе, создание компетентностно-развивающей методики обучения;
- выявление и осмысление причинно-следственных связей и развитие логики мышления, коммуникативных способностей участников образовательного процесса;
- самореализация и самовыражение, творчество учителя и учащихся;
- использование здоровьесберегающих технологий путём переключения школьников на различные виды деятельности.
Наиболее часто интегрируют учебные предметы одного цикла, например, историю и литературу, физику и математику, изобразительное искусство и музыку. На наш взгляд, сейчас появилась сильнейшая необходимость в интеграции предметов различных циклов и направлений. Например, русского языка с математикой, алгеброй, геометрией, информатикой и др.
Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают, отсюда безграмотность, бедная речь, непонимание лексического значения многих слов. Поэтому чтение на научного текста или условия задачи вызывает у ученика некоторые затруднения. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что работа со словом должна проводиться не только на уроках русского языка и литературы, но и на предметах других циклов.
Мы попытались сместить акцент интеграции с позиции изучения объекта в разных образовательных областях на позицию расширения образовательного пространства и формирования компетенций. Интеграция достигается за счёт взаимопроникновения предметных областей, осуществляется комплексный анализ и синтез изучаемых понятий.
Способом формирования ключевых компетенций выбран интегрированный урок с применением приёмов информационно-коммуникационного, развивающего, модульного обучения: «Наречия на уроке алгебры».
Цели урока:
Общеобразовательные: обобщить знания по темам «Наречие» и «Разложение многочленов на множители»; показать использование наречий в научной речи и необходимость работы со словом не только на уроке русского языка, но и на уроке алгебры.
Воспитательные: воспитывать ученика как всесторонне развитую гармоничную личность, формировать навыки учебного взаимодействия в группе.
Развивающие: развивать умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные
- Систематизация и обобщение знаний учащихся о наречии и о различных способах разложения многочленов на множители.
- Расширение представлений учащихся о роли наречий в тексте.
- Рассмотрение нестандартных случаев разложения на множители.
Метапредметные
- Развитие устной речи учащихся.
- Развитие навыков анализа и синтеза текста.
- Формирование умений прогнозировать последствия коллективных решений.
Личностные
- Повышение учебной мотивации учащихся.
- Формирование способности к саморегуляции и самооценке.
- Совершенствование монологической и диалогической речи.
Демонстрационный материал на уроке: компьютерная презентация Power Point
Методы и приёмы обучения: приемы информационно-коммуникационных, развивающих технологий, технологии коллективного обучения.
Способы формирования УУД: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Ход урока.
- ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА. <СЛАЙД 1>
- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Сегодня у нас необычный урок: интегрированный урок алгебры и русского языка по теме «Наречия». Что может объединять такие непохожие предметы, как алгебра и русский язык? На уроках русского языка мы учимся правильно говорить и писать, а на уроках алгебры – решать примеры и задачи, логически мыслить. Зачем на алгебре знания по русскому языку? Зачем на уроке русского языка математические навыки? И как понимать слова Максима Горького: «Слово – одежда всех мыслей, всех фактов»? <СЛАЙД 2>. Это вопросы, на которые мы сегодня постараемся ответить.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Учитель математики: Сегодня на уроке мы обобщаем и повторяем материал по теме «Разложение на множители». Какие способы разложения на множители мы знаем?
Учащиеся отвечают:
- Вынесение за скобку общего множителя,
- Способ группировки.
- Применение формул сокращенного умножения (разность квадратов, квадрат суммы, квадрат разности, куб суммы и разности, сумма и разность кубов).
<СЛАЙД 3>
Устная работа. Повторим устно эти способы (фронтальная работа). <СЛАЙД 4>
А теперь каждая группа должна решить свои задачи и расшифровать с помощью таблицы слово.
Работа в группах на карточках. <СЛАЙД 5>
Группа №1
Разложите на множители:
- 2a5 – 2a3
- 2а(a –b) – (b –a)
- 3x + 3x2 – y – xy
- Найдите значение выражения a2 + ab + b2 при a = - 5, b = -
- Представьте в виде произведения: (4a + 1)2 - (3a + 3)2
Группа №2
Разложите на множители:
- ab2 - a2b
- a(b –c) + c(c – b)
- 2a + b + 2a2 + ab
- Найдите значение выражения a2 - 2ab + b2 при a = 12, b = - 3
- Представьте в виде произведения: 25 - 36p2 c2
Группа №3
Разложите на множители:
- 3x2 - 12
- 3(b –5) + a(5 – b)
- 6x + 7y + 42 + xy
- Найдите значение выражения a2 - 4ab + b2 при a = , b = -
- Представьте в виде произведения: 100n4 – 121
Группа №4
Разложите на множители:
- 14m2 n + 7mn2
- x(y – 3) + x(3 – x)
- 2x + 7y + 14 + xy
- Найдите значение выражения 1 – 2a + a2 при a = 0,7
- Представьте в виде произведения: 49y2 – 64c2
Группа №5
Разложите на множители:
- – 30by – 6b2
- b(2x + 5y) + b(y – 3x)
- ab + ac – 4b – 4c
- Найдите значение выражения a2 - 2ab + b2 при a = 6, b = 4
- Представьте в виде произведения: a2 b2 - 9
Решив задания, учащиеся с помощью таблицы расшифровывают слова: нигде, замуж, свежо, слева, прочь.
1 |
ab(b – a) |
П |
14 |
(x + 7)(6 + y) |
Е |
2 |
3(x – 2)(x + 2) |
С |
15 |
(b + c)(a – 4) |
Е |
3 |
2a3 (a – 1)(a + 1) |
З |
16 |
(7a + 4)(a – 2) |
Ж |
4 |
- 6b(5y + b) |
С |
17 |
(5 -6pc)(5 + 6pc) |
Ь |
5 |
(a – b)(2a + 1) |
А |
18 |
(10n2 –11)(10n2 +11) |
О |
6 |
7mn(2m + n) |
Н |
19 |
(7y – 8c)(7y + 8c) |
Е |
7 |
(b – c)(a – c) |
Р |
20 |
(ab – 3)(ab + 3) |
А |
8 |
x(y – x) |
И |
21 |
4 |
В |
9 |
(x + 7)(2 + y) |
Г |
22 |
9 |
У |
10 |
b(6y – x) |
Л |
23 |
169 |
Ч |
11 |
(1 + x)(3x – y) |
М |
24 |
1 |
Ж |
12 |
(1 + a)(2a + b) |
О |
25 |
0,09 |
Д |
13 |
(b – 5)(3 – a) |
В |
|
|
|
<СЛАЙД 6>. На экране появляются слова: замуж, прочь, свежо (веет), нигде, слева.
Учитель русского языка:
1А.
- К какой части речи мы отнесём эти слова? (наречие)
- Почему слово свежо я употребила со словом веет? (свежо может быть категорией состояния или кратким прилагательным, а в данном случае, по глаголу мы понимаем, что это наречие)
- Что обозначает наречие? (признак действия или признак признака)
- На какие вопросы отвечает (как?, когда?, где? и т.д.)
- Какие членом предложения является? (обстоятельство)
- Как вы понимаете смысл предложения : «Наречие – неизменяемая часть речи?» …
- Как вы думаете, подбор наречий случаен? Почему вы так думаете?
1Б. Каждой группе предлагается прокомментировать орфограмму в слове.
2. Группы выполняют задания на карточках с пропущенными орфограммами.
<СЛАЙД 7>. Появляются слова.
- (Во)первых, занов..., вскач.., (не)лепо, жгуч…
- (Во)вторых, (не)взрачно, горяч…, сплош…, направ…
- Н...когда, (по)немецки, хорош.., когда(либо), ещ…
- Неуклюж..., (не)редко, где(то), издавн…, еле(еле)
- Настеж...,(кое)как, (до) неузнаваемости, вправ.., невтерпёж…
Группам предлагается обсудить правописание этих наречий, а затем объяснить встретившиеся орфограммы. <СЛАЙД 8>
Итак, выполнив это задание, мы повторили основные правила правописания наречий. А теперь мы поговорим о том, какую роль наречия выполняют в предложении и тексте.
3. Работа с математическим текстом.
Учитель математики: У вас на столе находится текст. Возьмите его. Я сейчас прочитаю вам этот текст(читает текст).
Учитель русского языка: Что вы заметили в тексте? (В нем есть пропуски). А теперь я предлагаю продолжить работу с некоторыми наречиями из вашей карточки. Они представлены на слайде.
<СЛАЙД 9>. Появляются 5 слов: нередко, во-первых, во-вторых, до неузнаваемости, хорошо.
Вставьте эти наречия вместо пропусков. (Идет работа в группах). Давайте прочитаем получившийся текст. (каждая группа читает предложение с пропуском, учитель читает предложения без пропусков)
- Нередко мы испытываем трудности при выборе способа решения математической задачи.
- Например, решая уравнение x2 -5x+6=0 переносом известного слагаемого из левой части в правую, мы получим x2 -5x= -6 и убедимся, что этот путь никуда не привёл
- Попробуем сосредоточиться и найти другой способ решения.
- Во-первых, разобьём -5x на два слагаемых: -3x и -2x.
- Во-вторых, разложим левую часть уравнения на множители:
- x2 – 3x – 2х + 6 = 0;
- (x2 – 3x) + (– 2х + 6) = 0;
- х(х – 3) – 2(х – 3) =0;
- (х – 3)(х – 2) =0.
- Уравнение изменилось до неузнаваемости: мы получили произведение, равное нулю.
- Мы знаем, что в этом случае хотя бы один множитель равен нулю: x-3=0 или x-2=0
- А такие уравнения мы умеем решать хорошо: x=3 или x=2
- Таким образом, рациональный выбор способа решения помог нам быстро найти корни данного уравнения: 3 и 2.
<СЛАЙД 10>. Появляется текст без пропусков.
- Определите стиль речи этого текста (научный)
- К какому типу речи вы отнесёте данный текст? (рассуждение)
- Какие наречия помогают выстроить рассуждение? (во-первых, во-вторых).
- Найдите во втором и в последнем предложениях наречия, выполняющие такую же функцию (например, таким образом)
- Как вы думаете, а чем еще эти три наречия примечательны в тексте? (Они выделены запятыми). ПРОПЕДЕВТИКА: эти наречия очень необычные, они помогают нам оформить свои мысли в тексте и называются с точки зрения синтаксиса вводными словами.
- Каким членом предложения выступает наречие? (обстоятельством). А наречия, которые являются вводными словами, никаким членом предложения являться не будут.
- Какую роль в тексте выполняют наречия нередко, хорошо, до неузнаваемости? (они уточняют значение слова - глагола)
- Какие слова уточняют эти наречия? (испытываем, решать, изменилось)
- Как в речи мы называем эти наречия? (определительные). Найдите в последнем предложении текста определительное наречие.
- В каком стиле речи чаще всего используются определительные наречия? (в художественном)
- А почему именно в художественном? (они играют большую роль в создании олицетворений)
- Почему в этом тексте наречия не выполняют эту роль? (перед нами научный текст, где слова используются только в прямом значении)
- Может быть, кто-нибудь заметил, а какое наречие мы с вами не обсудили? (никуда)
- Какова роль этого наречия в тексте? (оно указывает на место и называется обстоятельственным) Почему именно так пишется это наречие?
- Как вы считаете, какова же основная функция наречий в научном тексте? (основная функция - оформление мыслей)
Учитель математики: Обратимся к содержанию текста. В нем описывается новый прием разложения на множители, примененный при решении уравнения. Пожалуйста, ещё раз рассмотрите это решение. В следующем задании вам нужно будет применять описанный способ, то есть «разбивать» одночлены на два слагаемых, чтобы затем сгруппировать члены и вынести за скобку общий множитель.
Группы получают карточки с заданием:
- Решите уравнение: x2 + 4x + 3 =0.
- Разложите на множители: a2 - 3ab + 2b2.
Учащимся дается время для решения заданий. Учитель при необходимости помогает группам, испытывающим трудности. Группы, первыми справившиеся с заданием, показывают своё решение на доске. Остальные вносят дополнения и исправления.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. <СЛАЙД 11>.
- Какие темы по русскому языку и по алгебре мы повторили?
- Что нового вы узнали?
- Нужны ли на алгебре знания по русскому языку?
- Полезны ли математические умения на уроках русского языка?
- Как вы понимаете слова М.Горького?
Домашнее задание: 1. Предлагается текст публицистического стиля речи. Задание: найти наречия, определить роль наречий в этом тексте.
2. Подборка упражнений на разложение многочленов на множители разными способами.
- РЕФЛЕКСИЯ.
Каждая группа дает оценку своей работе и работе каждого члена.
Оцените свою работу на уроке.
|
Группа №…. |
||||
Вопрос |
Ответ |
||||
1 |
Насколько активна была ваша группа? |
Активность высокая |
Активность средняя |
Активность низкая |
|
2 |
Все ли члены группы были одинаково активны? |
Все работали одинаково активно |
Некоторые члены группы были пассивны |
Кроме одного, никто не работал |
|
3 |
Довольны ли вы результатами работы своей группы на уроке? |
Да, полностью |
Не очень довольны, можно было бы сделать больше |
Нет, мы не были старательны |
|
4 |
Поставьте, пожалуйста, оценку каждому члену группы с учетом его вклада в общее дело |
|
|
||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Скриншоты презентации к уроку
Необходимым условием для внедрения инновационного продукта является соответствующее ресурсное обеспечение:
- организационно-педагогические ресурсы (корректировка содержания образовательных программ и поурочно-тематического планирования, расписания)
- кадровые ресурсы (наличие квалифицированных педагогических кадров, способных к инновационной образовательной деятельности, составляющих творческие пары и группы)
- материально-технические ресурсы (наличие дидактического и технического обеспечения, соответствующего современному уровню образования)
Свидетельством положительного результата внедрения инновационного продукта могут являться:
- расширение внутришкольного и межшкольного сетевого взаимодействия
- создание новых творческих групп и коллективов по вопросам интеграции в образовательном процессе,
- повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, проявляющегося в выборе тем для проектно-исследовательской деятельности;
- формирование сборника методических материалов интегрированных уроков по предметам
улучшение успеваемости и качества знаний