Уважаемые папы и мамы!
Проблема детской агрессии – тема на сегодняшний момент очень актуальная. Все чаще мы сталкиваемся с разгулом агрессии, мы наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и в обществе.
Проявление агрессии – естественная для человека реакция. Дети начинают проявлять признаки агрессивности в возрасте 2 лет. У мальчиков агрессивное поведение наблюдается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. По мере взросления и развития интеллекта агрессивность у большинства мальчишек ослабевает. К школьному возрасту, они могут вести себя уже вполне цивилизованно. Но небольшая часть наиболее агрессивных детей таковой и остается до седых волос: они скандалят и в юности и во взрослом возрасте и чуть что – дерутся.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред человеку или группе людей. Она может проявляться физически и вербально (нарушение прав другого человека без вмешательства физического).
Агрессивное поведение приносит ребенку немало проблем. Пока он маленький, с ним не хотят играть, общаться другие дети – он не умеет подчиняться правилам игры, обижает ровесников. В школе такой ребенок обычно не очень хорошо учится, отличается плохим поведением. Причем успеваемость и поведение влияют друг на друга и друг друга усиливают. Одноклассники сторонятся его, забияка вынужден искать друзей среди себе подобных. А дружба с агрессивными приятелями часто приводит к печальным последствиям: прогулам уроков, воровству, преступлениям.
Самой распространенной причиной агрессивности является семейная ситуация. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления.
Другой причиной является непоследовательное воспитание родителями правилам и нормам поведения. Сегодня родители говорят одно, а завтра – другое. Это приводит к растерянности, озлоблению, лицемерию, агрессии.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
-
Ребенка бьют
-
Над ребенком издеваются
-
Родители заведомо лгут
-
Родители пьют и устраивают дебоши
-
Родители воспитывают ребенка двойной моралью
-
Родители неавторитетны для своего ребенка
-
Родители неодинаково любят детей
-
Родители не доверяют ребенку
-
Родители настраивают ребенка друг против друга
-
Родители не общаются с ребенком
-
Вход в дом для друзей ребенка закрыт
-
родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что он мешает, лишний.
-
Родители проявляют мелочную опеку и заботу, и в данном случае мы будем говорить не только об агрессивности, но и своеволии.
Мы часто слышим фразу: «Ребенок стал совершенно неуправляемым». Причем раньше честно признавались, что ребенок просто-напросто избалован, а теперь под это подводят «научную» базу – от генетики до экологии. Правда тут же выясняется, что ребенок не посещает никакие кружки, секции, хотя и записан в несколько из них. Здесь надо заметить, что своевольные дети на редкость несамостоятельны. Например, Ваня не терпит никакого давления со стороны взрослых, он явно претендует на роль старшего в семье: разговаривает в приказном тоне, чуть что не так, топает ногами, кричит. При этом мальчик совершенно не умеет самостоятельно выполнить домашнее задание и засыпает в присутствии взрослых, потому что ему страшно. Что будет с таким ребенком позже?Он, конечно, научится одеваться, умываться и стелить постель, но в подростковом возрасте он начнет прогуливать школу. Встанет вопрос: все ли у него в порядке с интеллектом? Хотя интеллект здесь совершенно ни при чем. Просто Ваня никогда ни за что не нес ответственности. Наоборот, ему все всегда сходило с рук.
Дальше Ваня станет взрослым, но так и останется своенравным «дошкольником». Ему будет трудно завести семью – он не способен взять ответственность за семью на себя. На производстве он будет инфантильным, несостоятельным.
Обычно, развиваясь, человек опирается на какие-то идеалы, которых стремится достичь. Но если кроме себя любимого у него идеалов нет, то на кого же ему равняться, куда стремиться и как совершенствоваться?Своевольный ребенок попадает в ловушку: твердо веря в свою оригинальность и неповторимость, он, чем дальше, тем больше становится шаблонным типажом с набором стандартных качеств и черт.
Разгадка родительской беспомощности коренится в двух обстоятельствах: 1) детское своеволие часто путают со свободой и независимостью;
2) взрослые просто идут по пути наименьшего сопротивления. Легче уступить ребенку, чем проявить необходимую твердость и принципиальность в поведении. Они сознательно снимают с себя ответственность и перекладывают ее на чужие плечи – воспитателей, учителей, милиционеров.
Борясь с детским своеволием, совершенно необходимо проявлять твердость и последовательность. Для любого ребенка самое главное наказание – лишение его общения. Но к нему можно прибегать, когда другие меры исчерпаны. Для школьника хватает 1-2 дней молчания, и ребенок понимает, что так вести себя нельзя. И не надо беспокоиться, что он останется голодным или не сделает уроки. Он все сделает, если поймет, что это не пустые угрозы.
Надо постоянно помнить, что самостоятельным, а не своевольным становится тот ребенок, которого не ущемляли в правах, но не избавляли от обязанностей.
Ему можно сказать: ты считаешь себя большим и взрослым? Пожалуйста, но у взрослых есть обязанности по дому, на работе, в обществе. Что ты предпочитаешь: мыть посуду, гулять с младшим братом, собакой? Таким образом, сделав выбор, ребенок возьмет на себя ответственность. Имея дело со своевольным ребенком, опасно расширять его права, не расширяя круга обязанностей. Если он привыкнет, что свобода – это возможность делать, что хочешь, с ним впоследствии будет нелегко совладать.
Очень часто своевольные дети не выполняют своих обещаний. Наберитесь терпения и спокойствия. Требуйте изо дня в день, чтобы они держали свое слово и держите его сами. На истерики не обращайте внимания, а про свой мягкий характер на время забудьте.
Я не призываю вас к тирании и деспотизму. Ваша требовательность должна быть разумной. Вы должны считаться с физическим и душевным состоянием ребенка на данный момент и, самое главное, быть едины и последовательны.
К моему большому сожалению, в некоторых классах сложились очень непростые отношения среди ребят, между мальчиками и девочками. Более того, к числу забияк стали примыкать ребята, которые до сих пор нигде замечены не были, а в этом году проявили себя не с лучшей стороны: мы то не умеем вести себя на дне рождении, то в общественном месте, на внеклассном мероприятии с нас снимают штрафные баллы, то набрасываемся на других детей, выбираем объект для нападения и травли. Продолжаются бесконечные драки впятером на одного, после школы. Дети стали мстительны, они помнят, что их обзывали неделю назад и мстят. А ведь к агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность в семье.
Я предлагаю вам мини-тест. Если у ребенка в течение полугода наблюдается 4 из 7 особенностей поведения, им необходимо серьезно заняться – прежде всего, дружеское (а не панибратское) общение родителей, наблюдение его отношений со сверстниками, обращение к психологам.
-
Он часто выходит из себя
-
Часто ссорится с взрослыми
-
Отказывается подчиняться требованиям взрослых, выполнять принятые в обществе правила поведения.
-
Специально раздражает других людей.
-
Постоянно обвиняет окружающих в своих ошибках.
-
Легко раздражается, злится, негодует.
-
Бывает мстительным.