Нормативные документы.

Воспитательная деятельность Школы № 285 осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный, региональный уровень:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон «Об образовании»;
- Закон «О защите прав ребенка»;
- Семейный кодекс РФ;
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа. Основные положения»;
- Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».

Школьный уровень: - Устав школы;
- Концепция воспитательной системы школы;
- План воспитательной работы на 2011-12 учебный год;
- Планы работы классных руководителей; - Программа работы детского общественного объединения (Парламента)

Локальные акты:
- Правила для учащихся;
- Положение об ученическом самоуправлении (школьном Парламенте);
- Положения об общешкольных конкурсах.

Модель воспитательной системы

В школе № 285 сложилась и успешно реализуется воспитательная система, системообразующим фактором которой являются коллективная творческая деятельность. Целью использования такой формы работы является создание условий для устойчивого развития ценностно-ориентированной личности, способной к самореализации, самосовершенствованию, социально-активной и способной к адаптации в современном обществе, в процессе коллективной творческой многопрофильной деятельности. Воспитательная деятельность осуществляется через вовлечение в процесс всех его участников: разновозрастные классные коллективы, педагоги, родители; стимулирование активности школьников и классных руководителей, развитие творческого потенциала учащихся и учителей. Воспитание в интересах ребенка, коллективный и индивидуальный подход, целеполагание, свобода выбора, природо- и культуросообразность, творчество и свобода, воспитание на школьных традициях и преемственность, демократичность и комфортность – основные принципы воспитательной деятельности школы.

Использование такой формы организации позволяет решить следующие задачи:
- осуществить межвозрастное коллективное взаимодействие для достижения общих целей и задач, тем самым обеспечивая сплочение общешкольного коллектива;
- расширить и обогатить формы и содержание внеурочной деятельности учащихся;
- включить в непрерывную многопрофильную общешкольную деятельность абсолютное большинство учащихся и педагогов;
- развить коммуникативные навыки, лидерские качества и творческие способности учащихся;
- в процессе коллективной творческой деятельности выявить и развить индивидуальные способности и личностные качества каждого участника воспитательного процесса;
- осуществлять преемственность поколений, воспитание на положительных примерах и школьных традициях;
- развивать и поощрять инициативу педагогов и учащихся;
- сформировать нравственные качества личности, правильное отношение к ценностям;
- сформировать социальные навыки, активную гражданскую позицию;
- обеспечить занятость всех учащихся, что особенно важно для работы с детьми «группы риска» и профилактики антисоциальных проявлений.

Воспитательная система коллективных творческих дел постоянно совершенствуется в своем развитии. Традиционные воспитательные мероприятия обогащаются новым содержанием, создаются новые формы организации. Соревновательная составляющая является мотивом для активизации деятельности классных коллективов, так как успех команды зависит от продуктивной работы классов и классных руководителей.

Школьные традиции.

В формировании воспитывающей среды большую роль играют школьные традиции. На их создании и сохранении воспитывалось не одно поколение выпускников.

Традиции Школы № 285:
Церемония наказа выпускников учащимся, продолжающим обучение в школе – обязательная часть праздника «Последний звонок» и линейки 1 сентября.;
- ежегодные выборы в школьный Парламент; - специально разработанные наградные листы (грамоты, свидетельства, дипломы, сертификаты), значки, ленты для поощрения лучших участников воспитательного процесса;
- фотолетопись (альбомы) и фотогазеты, выпускаемые после каждого события; видеофонд школьных мероприятий;
- традиционные мероприятия и праздники: День самоуправления, Посвящение в первоклассники, День Победы, «Последний звонок», «Выпускной вечер»;
У учащихся школы есть специально изготовленные дневники, в дизайне которых использована символика школы, дана полезная информация.

Воспитательная работа в рамках Концепции воспитательной системы школы и ее результаты.

Соревновательная составляющая воспитательной системы является большим стимулом для развития способностей, умений и навыков учащихся, формирования их активной гражданской позиции, роста самооценки, а также повышения качества воспитательной работы в целом и профессионального мастерства классных руководителей и педагогов.

Учащиеся школы принимают участие в следующих мероприятиях:

Направления деятельности

Целевое назначение

Формы организации

Творческо-познавательное

Помощь в учебной деятельности, развитие любознательности, эрудиции, потребности в образовании и интеллектуальном развитии, расширении кругозора, развитие творческих способностей

Конкурс эрудитов «Своя игра»; Театрализованный конкурс «В мире животных»;
Конкурс газет, посвященных юбилею космонавтики;
Интеллектуальные творческие игры в рамках предметных недель;

Конкурс чтецов;

Литературная гостиная «У каждого человека есть свои звёзды» (по произведениям А. Де Сент-Экзюпери;

Фестиваль мультимедийных проектов;

Общественно-социальное

Формирование активной жизненной позиции, социализация школьников, приобщение к активному преобразованию действительности

День самоуправления;
Посвящение в первоклассники;
Конкурсы-акции по оформлению школы при к Новому году, ко Дню Победы; Районные творческие конкурсы; Праздник День Земли;
Открытки и боевые листки для поздравления ветеранов района с Днем Победы;

Акция «От сердца к сердцу»;

Радиопередачи

Гражданско-патриотическое

Формирование позиции гражданина, общественного самосознания, чувства долга и ответственности, воспитание патриотических чувств у молодого поколения, навыков начальной военной подготовки

Военно-спортивный фестиваль «Красносельские манёвры»;

Конкурс боевых листков ко Дню снятия блокады и ко Дню защитника Отечества;
Конкурс военной песни;

Смотр строя и песни;

Зарница;

Морская Зарница;
Конкурс эссе «Моя семья в летописи ВОВ»;

Акция «Посылка солдату»;

Конференция ко Дню героев;

Соревнования по военно-прикладным видам спорта;

Игры спасателей «Высота»;

Интерактивные экскурсии по городам-героям;

Чествование ветеранов-блокадников и ветеранов войны.

Трудовое и экологическое

Общественно-полезный труд, формирование навыков обслуживания и самообслуживания, основ практического отношения к природной среде, экологической культуры

Субботники;

Дежурство по школе;

Неделя окружающей среды;
Конкурс поделок из природного материала;

Экологический фестиваль;
Конкурс экологического плаката, «Экологический кроссворд», викторина, фестиваль «День Земли»;

Фотокросс «Мой дом – планета Земля»

Музыкально-творческое

Раскрытие и развитие творческого потенциала личности, способности и желания к саморазвитию и самореализации, формирование коммуникативных и социальных навыков, способности к художественно-образному мышлению, приобщение к достижениям мировой культуры. Эмоциональное развитие

Конкурс «Алло, мы ищем таланты!»;

Праздник «Осень»

Концерт, посвящённый Дню Матери;
Конкурс новогодней сказки,

Спектакль «Золушка»;
Фестиваль мод;
Новогодняя тематическая вечеринка;

Последние звонки.

Художественно-эстетическое

Развитие художественных способностей и талантов, потребности в прекрасном, приобщение к культурным ценностям, формирование эстетических навыков, эмоциональное развитие

Конкурсы газет и рисунков к праздникам и тематические;

Выставка поделок декоративно-прикладного творчества;
Выставка творческих работ классов «Мастерская Деда Мороза»;
Конкурс ёлочных игрушек;

Конкурс на лучшее украшение школьных рекреаций;

Спортивно-оздоровительное, использование здоровьесберегающих технологий

Пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни. Формирование осознанного отношения к своему здоровью. Формирование силы, выносливости, пластичности, физической красоты человеческого тела. Формирование нравственных качеств: командный дух, стремление к самосовершенствованию

Турниры по параллелям и командам в различных игровых видах спорта: волейбол, футбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжи, подвижные игры; Конкурсы «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!»;

Туристический слёт в Чайке «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»;

Акция «Я выбираю спорт»;
Веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья»;

Интеллектуальная игра «Здорово жить здорово»;
Командные легкоатлетические эстафеты;

Третьи Олимпийские игры;
«Мы-здоровое поколение 21 века»;
Товарищеский турнир по волейболу между учащимися, работниками школы и родителями;

Неделя борьбы с наркоманией и табакокурением;

Участие в конкурсе «Некурящий класс»

Культурно-досуговое

Проведение полезного и позитивного досуга, формирование культуры общения школьников, обеспечение занятости детей во внеурочное время, эмоциональная и психологическая разгрузка

Турнир по настольным играм «Игротека»;
«Сладкая ярмарка»;
Конкурсная шоу-программа «Мистер и Мисс школы»;
Новогодний бал-маскарад;
Творческие фестивали для учащейся молодежи Новокосино «Юморина-2011», «День Земли в городе мастеров»;
Тематические дискотеки;
Классные огоньки

В воспитательной работе, кроме мероприятий на конкурсной основе, также активно использовались и другие формы организации внеурочной деятельности:
- концерты (День учителя, 8 марта, День Победы);
- благотворительные акции (посылки для детского дома);
- постановка спектакля «Золушка»; - экскурсии;
- профилактические лекции и беседы (правовое воспитание, профилактика зависимостей).

Роль классного руководителя в воспитательной работе

В сформированной воспитательной системе классный руководитель играет важнейшую, ключевую роль. Классный руководитель выступает в роли и организатора, и инициатора, и исполнителя в реализации творческого потенциала школьников. От творческой активности классного руководителя, его профессиональных и личностных качеств, его гражданской позиции, коммуникативных способностей зависит степень воспитанности, творческой и социальной активности как классного коллектива, так и общешкольного коллектива в целом. Классные руководители «учатся и воспитываются» вместе с детьми в процессе общего дела.