Сравнивайте себя не с теми, кто хуже, слабее вас, а с теми, кто лучше, сильнее.

 

ž Имейте эталон, идеал, образец, по которому будете оценивать себя. Чем выше уровень вашего эталона, тем требовательнее вы должны относиться к себе.

 

ž Количественная оценка делается по известным вам правилам:

 

“5” ставится, если положительное качество обнаруживается всегда, во всех видах деятельности и соответствует вашему эталону; “4” - если оно проявляется устойчиво, в главных видах деятельности; “3” - если для его проявления необходимы требования извне, со стороны старших; “2” - если чаще проявляется не положительное, а отрицательное качество; “1” - положительное качество практически не проявляется.

 

ž Начинайте с самооценки учебной деятельности. Попытайтесь всегда в уме выставлять себе объективные (справедливые) оценки за каждый свой ответ. Затем самооценку умственной деятельности перенесите на другие сферы своей жизни: труд, спорт и др.

 

ž Сравнивайте оценку, которую вам дают педагоги и сверстники, с самооценкой. Всегда устанавливайте причину, из-за которой возникает противоречие между оценкой и самооценкой.

 

ž Ищите в себе хорошее и развивайте его. Плохое не тем опасно, что есть, а тем, что вы его не видите, терпите, а оно постепенно завоевывает внутренний мир человека и разрушает положительные качества. Плохое можно победить, если его знаешь, если развиваешь в себе положительные качества.