Если ребёнка критикуют,
он учится
осуждать.

 

 

 

Если ребёнок живет
с чувством безопасности,
он учится
доверятьсебе.

 

 

 

Если ребёнок живет во вражде,
он учится
агрессивности.

 

 

 

Если ребёнка принимают,
он учится
любить.

 

 

 

Если ребёнок живет в страхе,
он становится
тревожным.

 

 

 

Если ребёнка признают,
он учится
ставить перед собой цели.

 

 

 

 

 

 

 

Если ребёнка жалеют,
он учится
жалеть.

 

 

 

Если ребёнка высмеивают,
он становится
замкнутым.

 

 

 

Если ребёнка одобряют,
он учится
любить себя.

 

 

 

Если ребёнок живет с ревностью,
он учится
испытывать вину.

 

 

 

Если ребёнок живет с дружелюбием,
он
учится находить любовь
в этом мире.

 

 

 

Хейм Джинотт

Главное условие успешной учёбы – сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого «пытливого ума». Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей – эту пытливость поддерживать, а не подавлять. Увы, нередко педагоги и родители делают всё наоборот – во многом в силу того, что в процессе учёбы принято ставить оценки. И далеко не всегда оценивание знаний и умений ребёнка происходит адекватно…

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТМЕТОК

 

Торжествующая «пятёрка»

5 Гордость и полное удовлетворение родителей, сидящих за партами учеников на родительском собрании. Радостные и довольные лица родных при каждом возвращении ребёнка из школы с новой «пятёркой», удовлетворенные возгласы: «Молодец, я так и знала!», «Ах ты мой хороший!» Особое положение «отличников» в классном коллективе, осознание ими своей исключительности перед одноклассниками и ребятами во дворе. Отдаление от «отстающих», «слабых», «плохих» товарищей; высокомерная помощь «отстающим». Завышенные требования при подборе товарищей и друзей. Расширенные права в школе и в семье, привычка к поощрениям и подаркам родителей. Полное доверие со стороны взрослых. Нередко зависть одноклассников, разрешаемые в пользу «отличника» конфликты, самонадеянность, усиление стремления быть первым во что бы то ни стало.

Обнадёживающая «четвёрка»

4 Поощрения со стороны родителей и надежда на большие успехи: «Сохрани положение!», «Так держать!», «Можешь стать отличником!». Повышение престижа ученика среди одноклассников (и соответственно родителей среди родственников, соседей и сослуживцев), расширение прав ребёнка, увеличение доверия. Но если «четвёрка» означает снижение успеваемости, то следуют противоположные реакции. Со стороны родителей — отсутствие похвалы и ласкового обращения, сужение прав и лишение некоторых удовольствий, приостановление выполнения обещаний; со стороны ребёнка — переживание упавшего престижа перед одноклассниками, членами семьи и близкими людьми. Высокая мотивация учебной деятельности.

Привычная «тройка»

3 Обычно родители не выражают ни радости, ни озлобления, может быть — сожаление, что ребёнок упорно не желает (или не может) перешагнуть через «тройку». Без особых эмоций воспринимается такая «тройка» и в классе. Картина немного меняется, если ученик перешагнул барьер и из «отстающих» вышел в «средние». В таких случаях радость родителей перемешивается со страхом: как бы не вернулся обратно. Желая закрепить успех, родители сдержанно хвалят ребенка, не поощряя подарком. Средняя или низкая мотивация учебной деятельности. В коллективе сверстников чаще средняя или низкая статусность.

Угнетающая «двойка»

2 Раздражение и гнев родителей, конфликты с учителями, скандалы в семье. Полное лишение прав, установление жёсткого контроля и усиление требований. Угнетённое, напряжённое положение ученика в семье и в классе, уязвлённое самолюбие, сужение сферы общения с одноклассниками; насмешки товарищей, проработки на собраниях и дома и как реакция — дерзость и озлобление. Резкое изменение отношений и в том случае, когда из «средних» попал в «слабые». Горькое переживание ухудшения положения в классе и в семье, постоянное выслушивание нотаций от родителей, учителей и «сильных» одноклассников; ложь, чтобы избежать наказания, и переживание разоблачений. На мотивацию учебной деятельности эта оценка оказывает разное влияние в разных ситуациях, в зависимости от личностных особенностей ученика.

Уничтожающая «единица»

1 Применяется на практике в исключительных случаях, когда нужно отметить незнание и дерзость школьника. Педагог нередко озлоблен на такого ученика. Такая оценка может вызывать у одноклассников даже сочувствие к попавшему в беду товарищу из-за несправедливости педагога, а у родителей — смех сквозь слёзы, горькую иронию в адрес, как ученика, так и его учителя. На статусное положение учащегося в коллективе сверстников эта оценка практически не влияет, а вот на отношение учеников к своему учителю может повлиять. Мотивация учебной деятельности часто не меняется, но может и снизиться. (Ш.А. Амонашвили).

Зачастую школьные оценки, что называется, «не соответствуют истине». Это самый первый постулат, который требуется выучить не только самому ученику, но и родителям. А уж если родители требуют исключительно пятёрок и за любую другую оценку ругают, а то и шлёпают - в конце концов ребёнку просто страшно станет учиться. Не стремитесь сделать из ребёнка круглого отличника. Во-первых, вырастет не всесторонне образованная личность, а обыкновенный зубрила. Во-вторых, не отнимайте права на ошибку. Из-за этого даже во взрослой жизни у людей остаётся так называемый комплекс отличника: стремление обязательно получить одобрение любым способом, и порой не совсем порядочным. И, в-третьих, такой комплекс напрочь убивает в человеке лидерские качества.