Вот что значит настоящий, верный друг

Современная школа очень изменилась, как и окружающая действительность. В школу пришла новая форма работа с учащимися – это их проектная деятельность. Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

 У современного ребенка изменилась система ценностей, интересов, личностных ориентаций, структура умственной деятельности.

Этот процесс закономерный, ведь преподносимый учителем сегодня объем знаний и нравственные установки не просто сочетаются, но перекрываются огромным потоком информации, поступающей к ребенку с экранов телевизора, компьютера, из Интернета и печатных СМИ.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. В современной жизни мы редко сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют непредметных умений. Именно на них нас ориентируют государственные стандарты, именно они помогут ребенку решить те проблемы, которые заставляют его смотреть в окно, отворачиваясь от черной классной доски.

Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Кроме того, существует социальный заказ государства, родителей. Как показывают многочисленные исследования, родители хотят, чтобы их дети могли достичь успеха в жизни, быть уверенными в себе, найти себя и реализовать свои интересы и возможности.

 

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если раньше серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то особенностью сегодняшнего дня становится обилие информации. Проектная деятельность развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Подобная деятельность делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и свести к минимуму отрицательные проявления подросткового кризиса.

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика может быть привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик определит задачи своей работы.

Следующий шаг — как решать задачи. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемыйрезультат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Ребята из 5б и 7а классов провели классные научно-практические конференции, на которых пришлось решать Жизненную задачу такого плана: Ваш класс хочет участвовать в международном конкурсе( школьникам самим нужно было выбрать любой тематический конкурс) и доказать, что именно ваш класс достоин участвовать в нем. Вот тут и понадобилась каждому ученику помощь своего друга. Ребята объединились в команды по 5-6 чел., решали проблему сообща. Во-первых, необходимо было выбрать конкурс, и тут наши ученики проявили смекалку и выдумку. Они использовали названия не только известных конкурсов «Кенгуру»,» Английский бульдог», но и придумали массу новых , интересных им.Это и Зимняя детская Олимпиада в Сочи, и компьтерные конкурсы, и математические. Во-вторых, необходимо было написать письма директору школу, убедив его, что именно этот класс должен принять участие в конкурсе, составить письмо жюри, в которое ребята «посадили» своих педагогов, а также письмо другу с приглашением прийти и поболеть за класс. Ребятам потребовалось умение и в оформлении своей презентации(дизайн), и умение составлять официально-деловые бумаги(письма), и владение письменной речью, и не переборщить с юмором. Многим командам помогла дружба и искренность в отношениях друг с другом. Они предложили на суд своих одноклассников работы, которые сумели защитить. Класс оценивал работы, выставлял баллы.. Много споров было по поводу победителей, но именно в споре и рождалась истина. Отрадно, что ребята высказывали свое мнение и по качеству работы, и по умению аргументировать, и просто – по количеству участников групп. Этот вид работы по душе нашим ученикам, и они с удовольствием продолжают свою проектную деятельность. И именно группами, потому что – « друг в беде не бросит».